Самолет И-16 — первый массовый истребитель с убирающимся шасси.
И-16 создали в конструкторском бюро Николая Николаевича Поликарпова, которого во второй половине 1930-х годов называли «королем истребителей»
В 1932 году Поликарпов почти одновременно начал разработку двух истребителей — биплана, получившего впоследствии обозначение И-15, и моноплана. Проектирование второго вначале велось в инициативном порядке, и только в мае 1933 года руководство ВВС выдало Поликарпову задание на истребитель-моноплан под обозначением ЦКБ-12.
22 ноября 1933 года было приняло решение о запуске ЦКБ-12 в серийное производство Для проведения летных испытаний построили два опытных экземпляра истребителя — один с мотором Right Cyclone, а другой — с серийным отечественным двигателем воздушного охлаждения М-22, который 30 декабря 1933 года летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов впервые поднял в воздух.
К февралю 1934 года оба истребителя подготовили к государственным испытаниям. Оба самолета показали хорошие результаты, но в серийное производство решили запускать истребитель с мотором М-22.
Испытания самолетов проходили одновременно с подготовкой к началу серийного производства. В ходе испытаний истребитель с двигателем М-22 у земли достиг скорости в 359 км/ч , а на высоте 5000 метров — 325 км/ч.
Государственные испытания И-16 завершились 12 октября 1934 года. По их результатам было приняли решение о запуске самолета в серийное производство на заводе №39 в Москве и на заводе №21 в Горьком.
И-16 тип 4
Первый серийный истребитель получил обозначение И-16 тип 4. Этот истребитель соответствовал варианту ЦКБ-12 с мотором М-22. С 1935 года И-16 тип 4 начали поступать в строевые части, а в 1936 году И-16 получил боевое крещение в небе Испании.
И-16 тип 5
На И-16 тип 5 установили двигатель М-25. Самолет являлся развитием первого серийного И-16 тип 4 с некоторыми изменениями. Задняя кромка капота стала почти вплотную примыкать к фюзеляжу. В капоте было сделано девять продолговатых отверстий для выхлопных патрубков мотора. На воздушном винте установили кок и храповик для запуска мотора автостартером.
Установили прицел «Альдис» на удлиненный козырек кабины пилота. Вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС, установленных в центроплане крыла с 900 патронами каждый. Предусмотрели возможность подвески до 200 кг бомб.
Летные характеристики и вес самолета остались практически теми же, что у И-16 тип 4. В июле 1935 года истребитель запустили в серию. Модификация И-16 тип 5 оказалась самой многочисленной в период с 1935 по 1937 год.
И-16 тип 6
Истребитель И-16 тип 6 с мотором М-25А аналогичен И-16 тип 5, но был оборудован неподвижным козырьком кабины летчика. Небольшая серия И-16 с неподвижным козырьком под обозначение. Усилено шасси и элементы крыла с учетом эксплуатации в Испании.
И-16 тип 10
Наиболее серьезная модификация И-16. В отличие от И-16 тип 5, на самолете был установлен форсированный мотор М-25В мощностью 750 л.с. Вооружение усилили до четырех пулеметов ШКАС, два синхронных установили над двигателем. На истребитель установили неподвижный козырек из оргстекла с каркасом из нержавеющей стали. Оптический прицел «Альдис» заменили коллиматорный ПАК-1.
Крыло и фюзеляж самолета усилили, убрали механизм зависания элеронов и уменьшили их площадь, установили посадочные щитки. Ручку управления истребителя усилили. Установили маслорадиатор диаметром 6 дюймов. В результате модернизации взлетный вес самолета увеличился до 1716 кг.
И-16 тип 12
За основу для пушечного истребителя взяли серийный И-16 тип 5, оснащенный двигателем М-25В. К двум пулеметам ШКАС добавили две 20-мм пушки ШВАК, установленные центроплане. Войсковые испытания проходили в боевых условиях в Испании.