Curtiss P-40 (Warhawk, Tomahawk, Kittyhawk) — один из самых распространенных американских истребителей Второй мировой войны. В апреле 1935 года совершил свой первый полет цельнометаллический истребитель P-36 (Hawk-75), похожий по своим техническим данным на советский И-16. Истребитель Curtiss P-36 получился удачным и выпускался серией из 215 самолетов для ВВС США, еще 900 построили для Англии, Франции, Голландии и других стран.
При создании нового, более современного истребителя, фирма Curtiss пошла по проверенному пути. Конструкторы сохранили в целом удачную конструкцию, но оснастили самолет новым мотором и усилили вооружение. В 1937 году проходила испытания опытная партия новых истребителей P-37. Несмотря на неплохие скоростные качества (максимальная скорость 547 км/ч), от их серийного производства отказались из-за неудачной компоновки.
14 октября 1938 года начались испытания самолета XP-40. Он представлял собой десятый произведенный Curtiss P-36 Hawk с новым мотором жидкостного охлаждения Allison V-1710 мощностью 1160 л.с. Через два года, после многочисленных доработок, самолет запустили в серийное производство. Истребитель приняли на вооружение ВВС США под обозначением P-40 Warhawk.
Когда началась Вторая мировая война, Франция и Англия заказали P-40 для своих ВВС. Истребители для Франции получили обозначение Hawk 81A-1, а заказанные англичанами назвали – Tomahawk. Основное отличие от “Уорхока” – состав вооружения.
P-40В
В 1941 году начинается выпуск модификации P-40В для Авиационного корпуса с усиленным вооружением — два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета в фюзеляже и два 7,62-мм пулемета в крыле. На самолетах Tomahawk IIA для RAF часть оборудования и крыльевые пулеметы (на 7,69-мм) поменяли на английские образцы.
P-40C
На Curtiss P-40С Warhawk количество крыльевых 7,62-мм пулеметов увеличили до четырех. Английские Tomahawk IIB достаточно успешно воевали в Северной Африке против итальянцев, до прибытия истребителей Люфтваффе — Messerschmit Bf.109E и Bf.109F.
P-40В и P-40С были первыми истребителями, которые вступили во Вторую мировую войну у США. 7 декабря 1941 года этими самолетами была укомплектована авиация ПВО американской базы Перл-Харбор. Но практически все P-40 были уничтожены на земле. Только не многие из них успели подняться в воздух.
Сто истребителей P-40C отправили в Китай. 99 самолетов достались американским летчикам-добровольцам из группы «Летающие тигры» (Flying Tigers), действовавшей на стороне правительства Чан Кайши против Японии.
P-40D
Боевой опыт вынудил компанию Curtiss искать новые пути модернизации истребителя. Окончательно стало ясно, что P-40 уступает Bf.109 по всем характеристикам. Только время выполнения виража у земли у “Уорхока” было немного меньше.
В мае 1941 года начались испытания нового модифицированного варианта истребителя Hawk-87. От установки пулеметов в фюзеляже отказались, а в крыле разместили четыре крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов. Аэродинамику самолета существенно улучшили. Установили новый мотор Allison V-1710-39. Серийные истребители получили обозначение P-40D (в RAF название — Kittyhawk). Всего было выпущено 42 самолета.
P-40E
На P-40Е вместо четырех 12,7-мм пулеметов установили шесть. Истребители P-40Е (и Kittyhawk I) выпустили большой серией из 3400 шт.
P-40F
На следующей модификации P-40F (Kittyhawk II) установили двигатель Packard V-1650 Merlin мощностью 1300 л.с., лицензионный вариант английского мотора Rolls-Royce Merlin 28. Всего было выпущено 1311 истребителей модификации P-40F.
P-40K
Вариант истребителя P-40 с двигателем Allison V-1710-73 мощностью 1325 л.с. получил обозначение P-40К (Kittyhawk III). Самолеты P-40К, как и P-40F, изменялись в процессе серийного производства. Некоторые серии этих машин получили удлинённый на 0,48м фюзеляж и уменьшенный запас топлива. Всего было выпущено 1297 самолетов P-40К.
P-40L
На P-40L для уменьшения веса сняли два пулемета. Двигатель на самолет установили Packard V-1650 Merlin, как и на P-40F.
P-40M
Истребители P-40М получили двигатели Allison V-1710-81 взлетной мощностью 1200 л.с. В остальном самолеты были аналогичны модификации P-40L. Количество выпущенных истребителей составило 600 штук.
P-40N
Curtiss Р-40N (Kittyhawk IV) — заключительная модификация истребителя. Максимально облегчили вес самолета, вооружение состояло из четырех 12,7-мм пулеметов. Первые серии истребителя выпускались с двигателем Allison V-1710-81.
Начиная с серии P-40N-5, вооружение усилили до шести 12,7-мм пулеметов. Установили новый фонарь кабины пилота.
Последние серии самолета выпускались с двигателем Allison V-1710-99.
Всего в 1943 -1944 годах выпустили 5216 самолетов P-40N (Kittyhawk IV).
К 1944 году истребитель P-40 окончательно устарел. 30 ноября 1944 года выпустили последний 13738-мой самолет P-40.